Новости Шоу-бизнеса


Ольга Аросева: "Главной моей любовью была профессия" 15.12.2010

Ольга Аросева: "Главной моей любовью была профессия"

Популярность Аросевой принесли кино и, конечно же, телевизионный «Кабачок «13 стульев». Ей нравится играть в комедии, и поэтому актрисе никогда не было скучно в родном Театре Сатиры.

От отца не отреклась

Ольга Аросева появилась на свет в полночь 21 декабря 1925 года в семье дипломата. По иронии судьбы актриса родилась в один день с Иосифом Сталиным, и именно этот человек перевернет всю ее жизнь. Папа хотел назвать девочку Варварой и зарегистрировал 22-м декабря, а потом мама вышла из роддома и потребовала переписать метрику. Так Аросева стала Ольгой, рожденной днем раньше.

12 июня 1935 года в подмосковном Тушино в честь Дня авиации проходил парад. Оля стояла с отцом среди высокопоставленных чиновников. На парад пришел и Сталин, он спросил Аросеву, сколько ей лет. «21 декабря будет 10», - ответила она. Вождь усмехнулся: «Я тоже 21 декабря рожден - приходи, вместе праздновать будем». Свой букет, который ему подарили пионеры, Сталин протянул Оле. А в день рождения девочка и впрямь пошла в Кремль с цветами, но ее к Сталину, конечно, не пустила охрана.

В 1937-ом отца Аросевой арестовали. Точнее, он сам пошел к наркому Ежову, которого знал с юности по Казани. С Лубянки отец Ольги домой уже не возвратился. Старшая сестра девочки Наталья к тому времени была уже комсомолкой, в школе ее публично заставили отречься от своего отца - она плакала, но согласилась. Потом пришла домой и рассказала обо всем Ольге. Девочка накинулась на Наталью и начала ее бить, но старшая сестра не сопротивлялась. Когда же пришла очередь Ольги вступать в комсомол, отречься от отца она отказалась - не смогла его предать.

«Пани Моника вечна!»

Ранняя юность Аросевой совпала с войной. Наташа ушла на фронт добровольцем, Ольга же вместе со второй сестрой Еленой и другими школьниками была отправлена в Орловскую область на строительство оборонительных сооружений. Пришлось ей побывать под бомбежками, а потом в толпе беженцев добираться домой, в Москву.

После возвращения из оставленной мамой записки сёстры узнали, что она уехала в эвакуацию в Чувашию и просит, чтобы дочери последовали за ней. Однако они не послушались. Старшая Елена поступила в театральное училище, а младшая Ольга, тоже мечтавшая стать артисткой, стала студенткой циркового училища. Новоявленная циркачка с энтузиазмом жонглировала, ходила по проволоке, а параллельно с училищем осваивала прыжки с парашютом. Неизвестно, чем бы это кончилось, но свойственный Аросевой с детства страх высоты, мирно дремавший на арене, просыпался во время тренировок по прыжкам. Девушка буквально теряла сознание от ужаса и была отчислена. Зато со второй попытки прошла в Московское городское театральное училище, где под руководством первого наставника Владимира Готовцева с ней занимались будущие известные артисты Вера Васильева и Евгений Лебедев.

В 1946 году в Москве проездом из эвакуации гастролировал Ленинградский театр драмы и комедии под руководством режиссера и художника Николая Павловича Акимова. Аросева, еще не завершившая обучение, мечтала играть в его труппе и появилась на сборе в туфлях «на манной каше» и с сигаретой (для впечатления), помня завет Акимова о том, что «актриса должна быть с маникюром, зябко кутаться в меха и пахнуть французскими духами». Она уехала в Ленинград, где провела почти пять счастливейших лет, освоила азы профессии, партнерствовала с изумительными актерами. «Всю жизнь после Акимова у других режиссеров и художников я искала и не находила такого праздника на сцене», - признавалась Аросева. В Ленинграде Аросева впервые вышла замуж и здесь же угодила под суд - когда по недоразумению не явилась на спектакль, а тем самым его сорвала.

Когда на «формалиста и космополита» Акимова начались гонения, только Аросева да Борис Смирнов не отказались от него. Но оставаться в любимом театре Ольга уже не могла: в 1950 году она вернулась в Москву. Ее приняли в Московский академический Театр Сатиры, где актриса работает и по сей день.

Хотя и там были тяжелые времена. Аросевой нужно было собрать в кулак всю свою волю и мужество, чтобы, поссорившись с главным режиссером, талантливым и властным Валентином Плучеком, около десяти лет не получать ни одной роли и не пропасть, выстоять, утвердиться в новом качестве телевизионной звезды и любимицы публики. Она стала пани Моникой в «Кабачке «13 стульев». «Я срисовала ее со своей мамы, которая за все бралась, обо всем рассуждала, очень любила про политику говорить, ничего не понимая в этом деле. Но упорно отстаивала свое мнение», - смеется Аросева. Программу очень любил Леонид Брежнев. Однажды Аросева заболела, и выпуск «Кабачка» вышел без ее участия. Во время следующей записи в студию пришел председатель Гостелерадио Сергей Лапин и выяснял: «А почему нет Аросевой?» Оказывается, Брежнев позвонил ему и спросил: «Что там у тебя происходит? Где пани Моника?»

Актриса уверена, что её героине нашлось бы место и в сегодняшней жизни: «Она вечна! Такие люди были, есть и будут. Хотя мода, конечно, меняется. Когда-то кумирами служили поэты, собиравшие Политехнический, затем пришел черед бардов. Сегодня настало время попсы. На мой взгляд, это падение вкусов и нравов. Впрочем, подобные слова можно адресовать не только эстраде, но и всей культуре».

«Я всегда заботилась о себе сама»

О своей личной жизни рассказывать Аросева не любит. Она четыре раза была замужем, одним из ее супругов был актер Владимир Сошальский. Разведясь с Ольгой, он женился еще шесть раз. Одной из его жен была Нонна Мордюкова. Вторым мужем Аросевой стал артист родного Театра сатиры Юрий Хлопецкий, в этом браке у нее мог бы появиться ребенок. Но помешали трагические обстоятельства. В день похорон Сталина беременна актриса, возвращаясь из театра, попала в толпу. Давка была невероятная. Выбравшись из толкучки, Ольга почувствовала себя плохо. Началось кровотечение, вечером пришлось вызвать «скорую». В результате Ольге сделали операцию, и с тех пор наступило бесплодие.

Аросева очень жалеет, что судьба не подарила ей ребенка. «Но есть у меня правнучка замечательная, Лизок, - говорит актриса. - У одной из племянниц аж семеро детей. Поэтому я богатая бабушка. Люблю, когда внуки собираются у меня в гостях. Но, признаюсь, выдерживаю этот шум и гам только один день, общение с ними мне необходимо, но эпизодически, а не постоянно. Наверное, я эгоистка. Это плохо. Но жизнь меня поставила в такие условия. Я всегда заботилась о себе сама. Рано лишилась родителей, не было сильного мужчины рядом, на которого могла бы опереться - мужа, богатого любовника. Главной моей любовью была моя профессия. Ни один мужчина не внушал мне любовь больше, чем любовь к театру. Впрочем, никаких претензий к мужскому роду у меня нет. Наверное, потому, что я не ставила себя в зависимость от мужчин и своей судьбой всегда распоряжалась сама».

Аросева никогда не рвалась к званиям и орденам. Долго не становилась заслуженной артисткой, хотя Театр комедии еще в 1947 году направлял соответствующее представление. Всякий раз находились причины, никто вслух не говорил, что дело в репрессированном отце. Звание дали лишь в 1975-м. «У меня другие ценности в жизни, - говорит Аросева. - Я любила интересные роли, хорошую погоду, вкусную еду, ценила успех у зрителей, дорожила верными товарищами и компанией для преферанса. Ни разу не щеголяла с наградами перед публикой. Хотя когда-то это было модно - не забуду Аллу Тарасову в роскошной чернобурке и с орденом Ленина».

В свои годы Аросева - востребованная актриса, играет в театре, снимается в кино. «Работы до сихпор хватает. И это очень важно, потому что мне приходится самой содержать все мое хозяйство», - рассказывает артистка. Её загородный дом находится в поселке Писательский неподалеку от подмосковного Внуково. Здесь, среди вековых сосен, Аросева живет почти круглый год. В московской квартире остается ночевать только по необходимости, если приходится задерживаться после спектакля.

«Где-то что-то поломалось в доме - нужны деньги. Пока их мне хватает. Правда, новых ролей уже не дают, - говорит артистка. - Возрастных ролей в репертуаре мало. От этого дефицита страдают все старые актрисы. В этом году исполнилось 60 лет моей работы в театре. Нового спектакля, к сожалению, не было. Уже 15-й год играю в бенефисном спектакле "Как пришить старушку". А вот от антрепризы я отказалась: это связано с частыми поездками, что мне уже тяжело. Свободного времени у меня мало, а когда оно выдается, ложусь, вытягиваю ноги, а голову на подушку - вот основная процедура. Ну и конечно, гуляю по лесу, купаюсь. Никаких других способов не знаю. За забором - дача моей подруги Лии Ахеджаковой, недалеко живет и Алла Будницкая. Они мои частые гости. Общение с друзьями тоже придает сил».

Когда-то у Аросевой собиралась хорошая компания для игры в преферанс: легенды театра - Татьяна Пельтцер, Валентина Токарская. «Пельтцер можно было позвонить в четыре утра и сказать: "А что, Таня, если пулечку?" - рассказывает Ольга Александровна. - Она никогда не отказывалась. Порой мы с ней ночи напролет играли то под водочку, то под коньячок. А теперь уж и не с кем. Когда-то доводилось и проигрывать. Однажды, это еще было в самом начале, я проиграла 200 рублей, по тем временам большая сумма. Потом чаще выигрывала. А вот Пельтцер играть совсем не умела. Актеры даже этим пользовались. Поиздержавшись на гастролях, шли к ней сражаться».

«Я очень люблю застолья»

Дачу Ольга Александровна начала обживать 40 лет назад. Дом построила еще в советские времена. «Я люблю возиться в огороде. На грядках выращиваю укроп, петрушку, кинзу, в парнике растут помидоры и огурцы. Раньше, когда сил было больше, ухаживала за растениями сама, а теперь большую часть работы выполняют помощники, - рассказывает хозяйка. - Мне нравится заниматься домашними заготовками: консервирую овощи, делаю варенье на зиму, а из ягод еще и настойку - по собственному рецепту. Все запасы съедают гости. Я очень люблю застолья».

В саду у Аросевой много фруктовых деревьев. Но одно из них особенное -груша по имени Пани Моника. «Мне ее привез давний поклонник из Белоруссии, он ее и назвал так - в честь моей героини из "Кабачка "13 стульев". Эта груша 10 лет не плодоносила. И представьте себе, в нынешнем году зацвела, будто заранее приготовила подарок к моему 85-летию!»

Рядом с домом большая собачья будка. Но нынче она пустует. «В будке обитал любимый пес Патрик породы леонбергер. К сожалению, он не так давно умер, - говорит Ольга Александровна. - Он был мне верным другом и самым дорогим существом почти 10 лет. Назвала я его в честь Джона Патрика, автора пьесы "Как пришить старушку", в которой играю много лет. Патя прежде будил меня по утрам. Когда я еще спала, клал голову рядом с моей и дышал. Увидев, что открываю глаза, облизывал лицо, а потом стаскивал одеяло, требуя идти с ним гулять.

С Патриком произошел забавный случай. Он любил целовать меня в ухо. В один из таких моментов он проглотил старинную серьгу с бирюзой и бриллиантами. Я, честное слово, волновалась не за сережку, а за здоровье моего драгоценного пса, ведь украшение могло травмировать его острыми уголками. Трое суток пришлось, сопровождая его по нужде, надевать резиновые перчатки и брать совок, Я уже волновалась не на шутку. И вот наконец он забрался в кусты, а потом вышел и меня потянул к этому месту. Смотрю, а там поблескивает сережка. Смерть Пати я пережила очень тяжело, поэтому другую собаку заводить не решаюсь. Очень по нему тоскую».

Почти все предметы в доме Аросевой имеют свою историю. «Я люблю старинные вещи, - говорит актриса. - Всюду, где бываю, покупаю чайники из латуни и меди, с Урала привезла каслинское литье. Еще обожаю необычные ножи и кинжалы. За 20 лет их скопилось больше сотни». На стенах дома висит несколько икон. Сделаны они руками современных мастеров - бывших заключенных, которые нашли себе приют в знаменитой обители в деревне Дураково, основанной Михаилом Морозовым, бывшим фотографом Театра им. Станиславского, давним приятелем Ольги Александровны.

Сейчас Аросева живет одна, но не одинока: «У меня есть друзья, родственники. Справляться с бытовыми проблемами помогают водитель и домработница. Поэтому, случись что, в беде не останусь. Главное, чтобы было здоровье».

Возврат к списку